Тест итальянской акустики ESB 5.6K2 CX Cinquemila

Тест итальянской акустики ESB 5.6K2 CX Cinquemila

Давайте знакомиться!

Компонентная акустическая система ESB 5.6K2 CX Cinquemila.

Несколько слов о производителе.

История ESB Audio восходит к 1972 году, когда был официально основан этот итальянский бренд. Сейчас компания ESB Audio является частью огромного холдинга APEX Automotive Group, в который входит и широко известный монстр ZAPCO. Более 50 лет инженеры компании разрабатывают и улучшают уникальные акустические системы для дома, для студий звукозаписи и для автомобилей. Каждая деталь продумана с особой тщательностью, от выбора материалов до форм, от конструкции и отделки корзины до инновационных систем вентиляции катушек. ESB audio за свою богатую историю выпустила множество инновационных технологий и множество высокотехнологичных продуктов в области аудиотехники, которые добились огромных успехов во всем мире.

Но давайте вернемся к объекту нашего внимания.

ESB 5.6K2 CX - акустика, имеющая собственное имя – Cinquemila. Это 5000-я серия, находящаяся примерно посередине модельного ряда. И, что особенно приятно, ESB Audio из тех производителей, которые не растеряли собственную инженерию и не отдали разработку на откуп китайским фабрикам. И не только разработку – абсолютное большинство динамиков ESB собираются тоже в Италии.

Начнем с мидбасов. Они имеют собственный модельный индекс – ESB 5.165. Первое впечатление приятное, выглядят круто – углеволоконные диффузоры, солидные магниты, фрезерованные магнитопроводы моторов. Держишь в руках и понимаешь – вещь. Корзины, кстати, не металлические, а из конструкционного пластика со стекловолокном.  Пора избавляться от стереотипов о пластиковых корзинах: его отдельные виды во многом предпочтительней металлического литья. Верхние резиновые подвесы имеют интересный профиль, про него так и хочется сказать – «вогнуто-выпуклый». Описание называет его TSW – Twin Symmetrical Wave. Впрочем, подвесы и без того достаточно мягкие, так что нагрузка на края диффузоров минимальная. Не знаю, какое связующее используется для углепластикового плетения, но конусы неожиданно жёсткие. С обратной стороны – немного вязкое (но не липкое) демпфирующее покрытие. Вообще, диффузоры задемпфированы хорошо, что для лёгкого и жёсткого углепластика даже непривычно.

esb-5165esb-5165-2

В звуковых катушках, судя по описанию, используются CCA провод и алюминиевые каркасы, а в магнитных системах добавлены кольца Фарадея. Последнее, к слову, можно определить по графику импеданса. С ростом частоты график задирается вверх не так сильно, как обычно. Материал центрирующих шайб – метаарамидное волокно Conex. Осевого канала в керне нет, верхних окон под центрирующей шайбой – тоже. Воздух прокачивается через каналы в нижней шайбе магнитопровода по периметру катушки. В принципе, это даже эффективней обычных решений.

esb-5165-3esb-5165-4esb-5165-5

Твитеры Cinquemila также имеют свой модельный индекс – ESB 5.028. Они тоже весьма необычные, с 28-миллиметровыми карбоновыми куполами (номинально вместе с подвесами получается около 33 мм). И обратите внимание – они не утоплены вглубь корпуса, а немного даже возвышаются над плоскостью. Потом будет повод вспомнить эту особенность на измерениях.

esb-5028esb-5028-2esb-5028-3

Кроссоверы – в классическом корпусном исполнении. Выглядят неброско, но солидно, в custom-инсталляциях можно не прятать.Предусмотрена аттенюация твитеров – можно выбрать уровень «-3 дБ» или «0 дБ». Внутри обошлось без электролитов и катушек на сердечниках – только плёночные конденсаторы и катушки «на воздухе». Зачёт. Компоновка, правда, плотная, так что в теории не избежать взаимного влияния компонентов. Но эти рассуждения оставлю теоретикам, меня же больше интересует практика. Подключение организовано через разъёмные терминалы с винтовыми зажимами проводов – плюс к удобству при инсталляции.

esb-crossesb-cross-2esb-cross-3

А теперь посмотрим на измерения параметров.

Номинальный импеданс динамиков – 3 Ом. Подвесы оказались мягче, чем заявлено – резонансная частота ниже, эквивалентный объём больше. Подвижная система достаточно лёгкая. Чувствительность – заметно выше, чем у большинства 6,5-дюймовых динамиков. Всё это обещает хорошую отзывчивость к слабым изменениям сигнала, так что пока ставим плюс.

diagramma

Заявленные/фактические параметры ESB 5.6K2:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц / 62 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л / 14,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,00 / 4,83
  • Qes (электрическая добротность) – 0,50 / 0,54
  • Qts (полная добротность) – 0,45 / 0,48
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12,1 г / 11,9 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м / 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 2,5 Ом / 2,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 90,2 дБ

АЧХ без резких перепадов и задирания АЧХ на верхнем краю диапазона – как раз то, о чём говорил чуть раньше – диффузоры неплохо задемпфированы, да и в центрирующих шайбах обошлось без резонансов. Ровно, спокойно, без крикливого перехода из поршневого режима в модальный.

diagramma-2

Чуть нагляднее это прослеживается на фазовой характеристике. Хороший образец линейности.

diagramma-3

Искажения не самые мизерные, но умеренные, никакого криминала.

diagramma-4

Жёсткие карбоновые твитеры излучают широко – вот вам и повод вспомнить про то, что купола тут открытые, в корпуса не утоплены. Обратите внимание – форма АЧХ в информативном диапазоне почти не зависит от угла, под которым виден твитер. Лишь немного ослабевает уровень на самом-самом верху при сильном развороте.

diagramma-5

Перепад АЧХ логично сопровождается ступенькой на фазовой характеристике, но её величина небольшая.

diagramma-6

Искажения крайне низкие, при снижении частоты их рост начинается лишь ближе к 2 кГц. Иными словами, твитеры «низкоиграющие», хоть и не люблю я так говорить применительно к ВЧ.

diagramma-7

Если будете иметь дело с «активным» комплектом без пассивных кроссоверов, оптимальный стык полос логично искать в пределах от 3 до 5 кГц. У динамиков нет никаких существенных артефактов, которые нужно было бы нивелировать настройками.

А вот так работает пассивный кроссовер (который идёт в комплекте ESB 5.6K2 с «хвостиком» CX в названии). Импедансная кривая системы выглядит следующим образом:

diagramma-8

Акустически полосы стыкуются где-то в районе 2-4 кГц. Аттенюатор меняет уровень сигнала довольно радикально, но этот момент уже лучше оценивать при прослушивании.

diagramma-9

Впечатление от прослушивания.

Очень драйвовое, хлёсткое и даже немного жесткое звучание. Но без яркости или заведомых тональных перекосов, причиной которых стали бы сами динамики. Бас поджарый, сухой, акустика хорошо отрабатывает скоростные удары, не проявляя признаков разбалтывания или потери контроля.

Акустика хорошо держит перегрузку, позволяет наваливать громкость даже на яростном роке. Бас-бочка при этом сохраняет ударность, СЧ и ВЧ не начинают замешиваться в кашу. При переключении твитеров в «0 дБ» и их развороте «в лоб» звучание ВЧ навязчивое, но выравнивается с их разворотом. В положении «-3 дБ» всё с точностью до наоборот – твитеры приглушаются, и наилучшее звучание получается как раз при развороте «в лоб». Правда, есть ощущение, что немного теряется микродинамика и лёгкость на ВЧ, но если у вас беспроцессорная система, и твитеры хочется направить именно так, то тонально этот вариант может оказаться более правильным.

И что в результате?

Однозначно для любителей жарить рок и ковать метал. Деликатность, камерность и томный чилл? Это вам к другой серии ESB (об этом позже). А когда нужен по-концертному плотный, хлёсткий и динамичный саунд – это как раз к «карбоновой» Cinquemila. Короче, рок, драйв и… ну вы поняли.

Перейти на страницу с подробным описанием

Перейти на страницу модели без кроссоверов с подробным описанием